В 1923 году после заключения Лозаннского мирного договора всё греческое население османской Турции оказалось в крайне драматическом положении – всех православных греков принудительно обязали выехать из Турции в Грецию в очень короткий срок (см. [35, 36]), не позднее 1 января 1924 года.
С этого момента греческое население на территории Турции теряло все свои гражданские права, греки переставали считаться гражданами Турции, им запрещалась всякая продажа любого принадлежащего им имущества. Более того, греки официально объявлялись в Турции нежелательными иностранцами и лишались не только всех гражданских прав, но даже и права собирать урожай, выращенный на своих огородах.
Вывезти с собой можно было лишь самое минимальное имущество, которое каждая семья могла физически унести на себе, все прочее фактически оставлялось на разграбление. В случае отказа от выезда остающиеся в Турции православные греки официально объявлялись «лицами вне закона» и им грозили самые жестокие меры со стороны Турецкого государства, которое и раньше не баловало православных греков.
Специальная комиссия, образованная греческим населением Прокопио из священников и старост двух православных храмов селения, работала почти круглосуточно, занимаясь упаковкой икон, книг, колоколов и прочих церковных предметов. Все это отправлялось в портовый город Мерсина, где вынужденных эмигрантов ожидал стоящий под погрузкой корабль «Василий Дестунис».
Разумеется, греческие переселенцы из Прокопио захотели взять с собой в Грецию и мощи святого Иоанна Русского, однако неожиданно все турецкое население Прокопио и местные турецкие власти резко воспротивились этому желанию!
Мусульмане Прокопио, как они сами об этом заявили, совершенно искренне считали «своим» православного русского святого, почитали его своим покровителем и потому отдавать его мощи никому не собирались. Суровые янычары, гвардия турецкого султана и смертельные враги христиан, еще при жизни Иоанна Русского признали его святым праведником, что было несомненным даже для этих непримиримых противников всего, что связано с православием. Для них не имело особого значения, кто он, этот плененный в бою русский воин, выдержавший ради верности своему Богу самые страшные пытки и очевидно готовый ради Него расстаться и с самой жизнью.
Важным для них являлось то, что столь самоотверженно доказанные Иоанном верность и любовь к своему небесному Отцу, были полностью взаимны – ведь как иначе правоверные мусульмане могли получать чудесное выполнение своих просьб по молитвам этого неверного, ничего не знающего, к примеру, о ценности пятничного намаза, совершаемого в чалме (см. [44])!
Этот удивительный русский, кем бы он ни был, столь твердый в верности «своему Богу», по мнению всех мусульман Прокопио, был явно угоден и Аллаху, без чьего согласия с происходящим никому из последователей исламской веры не было бы никакой пользы. И почти двести лет – с 1730 по 1923 годы – у раки святого Иоанна не иссякал поток мусульман, приходивших к мощам русского праведника сначала с просьбами, а затем и с благодарностями.
Разумеется, за два столетия святой Иоанн Русский стал для местных турок настолько «своим», что неожиданное намерение греческих переселенцев забрать его святые мощи при отъезде из Прокопио на территорию Греции, местные мусульмане закономерно восприняли почти как откровенное оскорбление!
Во всей двухтысячелетней истории христианства нет (или, точнее, нами не обнаружено) подобного случая жаркой дискуссии между христианами и мусульманами о принадлежности православного святого!
Мы особенно подчеркиваем здесь то обстоятельство, что предметом этого удивительного христианско-мусульманского спора была принадлежность не столько раки с благоуханными мощами, сколько самого Святого Иоанна – и это при том общеизвестном в Прокопио факте, что Иоанн наотрез отказался перейти в ислам даже под жестокими пытками и при прямых угрозах смертью, но оставался христианином до своего последнего вздоха и отошел ко Господу сразу после причащения Святых Тайн.
Получается, что еще при жизни святого Иоанна Русского и затем еще почти два столетия правоверные мусульмане почитали великим святым совершенно презренного с точки зрения ислама гяура (неверного), православного русского воина, да еще и не стеснялись просить его о помощи, а потом и благодарить его за такую помощь – и все это совершалось ничуть не тайно, а совершенно открыто и публично!
И как же теперь мусульмане Прокопио могли позволить греческим переселенцам забрать с собой благоуханные мощи Святого Иоанна?
Их отказ был предельно жестким и категоричным – не отдадим!
Но и православные греки с мнением мусульманской части Прокопио согласиться не смогли, так как для них это было бы откровенным предательством своего родного святого и заступника! Поэтому они решились на хитрость, которая могла бы обойтись им очень дорого, если бы турки успели раскрыть их обман.
До нас дошли имена участников этой операции. Отец Хараламб вместе с кузнецом Николаем по прозвищу Нисанага тайно вынесли святые мощи из храма, зашили их в ковер и увезли на корабль совсем незадолго до момента его отплытия 10 сентября 1924 года. Приходилось также слышать версию и о том, что Святого Иоанна провели к повозке прямо на глазах у турок под видом больного, с помощью двух греков (вероятно, тех же Хараламба и Николая), поддерживающих его под руки, причем Святой Иоанн сам переставлял ноги! Кстати говоря, эта версия не представляется совсем уж невероятной, поскольку и сегодня все суставы благоуханных мощей сохраняют свою подвижность, а их температура равна температуре человеческого тела.
В итоге священный груз был погружен на корабль вместе с вещами Панайотиса Пападопулоса, который сначала никому не открыл этой тайны, даже членам своей семьи и капитану.
Когда турки в Прокопио заметили пропажу, корабль «Василий Дестунис» уже вышел из мерсинского порта в открытое море и был недосягаем для погони. Так произошло первое похищение мощей святого Иоанна Русского.
Заметим попутно, что здесь и далее мы говорим о «похищении» в весьма условном смысле, так как Святой Иоанн обычно сам принимает решение даже об отъятии малейших частиц от святых мощей – и, тем более, не могло обойтись без его воли описанное выше «похищение» из турецкого Прокопио.
Согласно записанным свидетельствам пассажиров, вышедший из Мерсины корабль был сильно перегружен многочисленными беженцами и их багажом, и двигатели корабля постоянно работали на пределе возможного. В какой-то момент усталого капитана прямо на мостике сморил сон и он увидел странное видение – какой-то незнакомый молодой человек предупредил его о том, что вот-вот может случиться авария, так как из-за большой нагрузки крепление главного вала корабельной машины ослабло, и судовой двигатель может сломаться в любую минуту. Капитан проснулся в испуге и сразу бросился в машинное отделение, где увидел, что и на самом деле ось двигателя уже частично сместилась со своего места.
Неисправность удалось успешно устранить, и угроза аварии была отведена.
Из воспоминаний переселенцев известно, что возле острова Родос корабль вдруг неожиданно остановился прямо посреди моря. Движение судна возобновилось только после того, как Панайотис Пападопулос сообразил рассказать капитану о содержимом груза, и святые мощи были извлечены из трюма и торжественно перенесены в корабельную часовню к иконам (см. [27]).
Несомненно, что грекам не удалось бы это более чем рискованное похищение, если бы сам Святой Иоанн не был согласен с этим. Об этом же свидетельствует и второй случай «похищения» святых мощей Иоанна Русского, что отчасти может напомнить известную историю двух похищений святых мощей святителя Николая-Угодника Божиего, Архиепископа Мир Ликийских (сначала барийцами, а затем венецианцами).
Второе «похищение» святых мощей произошло уже на земле Греции.
Переселенцы из турецкого Прокопио сначала были размещены в Халкиде, где около года ожидали от властей решения о своей дальнейшей судьбе. За это время какая-то часть из них успела адаптироваться и обустроиться на новом месте, обзавестись жильем, имуществом и работой. Вскоре власти приняли решение предоставить для размещения беженцев отдаленное селение Ахмет-Ага в самом центре острова Эвия, переименованное в Неопрокопион (Новый Прокопион) в память об их историческом Прокопио. Но переезжать с уже обжитого и вполне благоустроенного городского места в маленькую глухую деревушку в горах согласились не все переселенцы, многие из них решили остаться в Халкиде.
Конечно же, между переселенцами сразу возник спор о том, где именно теперь должны будут находиться святые мощи Иоанна Русского. Естественно, что каждая из спорящих сторон – и переезжающая в Неопрокопион, и остающаяся в Халкиде – отстаивала свое право оставить благоуханную святыню у себя.
Тогда греки, переезжающие из Халкиды в Неопрокопион, вновь при помощи хитрости увезли святые мощи из Халкиды (см. [28]), обманув сторожей. Это привело к большому конфликту, который смог успокоить только митрополит Халкидский и Эвбейский Григорий, объявивший всем свое окончательное решение – мощи святого Иоанна Русского отныне должны будут покоиться в храме имени святого Иоанна Русского в новом Прокопионе, для чего переселенцам предстоит возвести новый храм.